НовостьОткрытое письмо «ВиДи Груп» в КМУ с предложениями по улучшению бизнес-климата в стране путем реформирования налоговой системы при гарантии сохранения доходной части бюджета

Открытое письмо «ВиДи Груп» в КМУ с предложениями по улучшению бизнес-климата в стране путем реформирования налоговой системы при гарантии сохранения доходной части бюджета

9:31, 5 марта 2014 г.
Премьер-министру Украины
А.П. Яценюку
Министру экономического развития и торговли Украины
П.М. Шеремете
Министру финансов Украины
А.В. Шлапаку

Поддерживая изменения, которых украинский народ добился благодаря Майдану, мы хотим обратиться к Премьер-министру Украины и новым министрам экономического блока Правительства с призывом немедленного возрождения экономики Украины, что является залогом благосостояния ее граждан. Со своей стороны, мы считаем необходимым проинформировать Правительство и общественность о структурных проблемах подавляющего числа предприятий, работающих практически во всех отраслях экономики Украины.

За годы независимости Украины сменилось 4 президента и 22 руководителя правительства. Все они, вступая в должность, клялись провести качественные структурные изменения в экономике, повысить инвестиционный климат до современного европейского уровня, сделать прозрачными отношения между государством и бизнесом и т.д. Но на сегодняшний день эти изменения так и не произошли, а экономика не стала эффективной, о чем свидетельствуют невиданный уровень коррупции, наличие признаков олигархии и отсутствие свободной конкуренции, административные притеснения бизнеса и большое количество теневых процессов в экономике.

По нашему глубокому убеждению, отсутствие позитивных сдвигов является следствием советской модели хозяйствования и соответствующих отношений, которые сложились в тот период. В настоящее время отношения между властью и предпринимателями трансформировались, развились и набрали устойчивой «теневой» формы. Таким образом, только разрушение основы таких отношений станет залогом внедрения новой конкурентной экономической модели для всех ее субъектов. Заинтересованными сторонами в преобразованиях должна быть не только власть, но и бизнес, поскольку он должен разделить ответственность за текущее состояние дел. И именно поэтому бизнес должен не только призывать, но и предоставлять практические предложения по реформированию.

Структурные изменения всегда требовали значительных капитальных вложений, а честные инвестиции были возможны исключительно за счет привлеченного ресурса. Поскольку стоимость финансовых ресурсов в Украине была и остается значительно выше по сравнению с европейской, предприниматели, которые рискнули привлечь средства в проекты, столкнулись с проблемой в обслуживании обязательств, прежде всего кредитных, налоговых и социальных. Если предприниматель пытался привлечь высокопрофессиональный персонал, то социальные обязательства становились защищенными. Следовательно, единственной альтернативой для него в обслуживании кредитных обязательств становились налоги. Понимая уровень налоговой нагрузки и особенности администрирования налогов в Украине, предприниматели и власть пришли к молчаливому согласию о сокрытии части налогов за соответствующую коррупционную плату. Власти не желали ничего менять, поскольку, с одной стороны, это было выгодно коррумпированным чиновникам, а с другой — позволяло в глазах общества сохранять представление о развитии предприятий и отраслей и рост, пусть и теневых, доходов, т.е. благосостояния, людей.

Этот порочный круг должен быть немедленно разорван. Никакие точечные меры, как то налоговая амнистия или даже отмена части налогов или упрощение их администрирования, проблемы не решают, поскольку нерешенным остается вопрос искаженной экономической структуры расходов практически любого из украинских предприятий. Известно, что наибольшую удельную массу в структуре расходов украинских предприятий составляют: расходы на заработную плату, расходы на обслуживание привлеченных финансовых ресурсов, налоговые расходы и коррупционные издержки. Решением проблемы нам кажется, кроме уничтожения коррупционной составляющей, сбалансирование расходов предприятий, благодаря чему предприятия должны развиваться.

Развитие не только автомобильной отрасли, но и других отраслей экономики Украины, невозможно без коренной реформы налогового законодательства. Неумеренная налоговая нагрузка, прежде всего, налогов и взносов в фонд заработной платы делают невозможным устранение такого позорного, но вынужденного явления, как налоговая минимизация, что, к сожалению, присутствует в хозяйственной деятельности большинства украинских предприятий. Уменьшение налоговой нагрузки, прежде всего, на фонд заработной платы до уровня, не превышающего 15%, приведение размера ставок НДС к компромиссному уровню или расширение ограничений по альтернативным (упрощенным) системам налогообложения, упрощение налогового администрирования и уничтожение условий для ущемления предпринимателей со стороны налоговых органов, будет означать начало выхода экономики из «тени» и станет залогом не только отмены порочной практики выплаты зарплаты «в конвертах», но и обеспечения стабильного, прозрачного и честного наполнения бюджетов, а работникам — гарантированного дохода, социальной защиты и безопасности.

В качестве практического предложения для нового правительства по реформированию налоговой системы, мы предлагаем уже в течение текущего бюджетного года внедрить эксперимент, в котором любой налогоплательщик имел бы право самостоятельно выбирать систему налогообложения — обычную или любую из упрощенных, но при условии, что его налоговые платежи в текущем году не будут меньшими, чем в прошлом. В случае если плательщик не выполнит это обязательство по результатам года, он должен вернуться на предыдущую систему налогообложения.

По нашему мнению, эти предложения позволят обществу перейти от деклараций к настоящему формирования культуры добросовестного налогоплательщика, которая так и не была создана на протяжении всей новейшей истории независимой Украины. Кроме того, они должны стать мощным фактором восстановления и развития предприятий и отраслей уже в этом бюджетном году.

Отдельным позорным явлением, которое приобрело наиболее отвратительный вид за последнее время, стала коррупция. Коррупционные издержки присутствуют как в инвестиционной составляющей деятельности предприятий, так и в операционной. Сейчас у нас есть шанс избавиться от многих ее проявлений. Как участники автомобильного рынка мы предлагаем ликвидировать органы МРЭО ГАИ и разрешить хозяйствующим субъектам регистрировать автомобили и выступать налоговыми агентами по уплате соответствующих налогов и сборов при их регистрации, отменить плату за ВИП-номера и создать условия, при которых хозяйствующие субъекты имели бы возможность выкупать у государства номера из общего списка и на общих условиях.

Вложение средств в технологии, инновации и развитие персонала, имеющие целью постоянное создание для потребителей основных и дополнительных продуктов, могут позволить себе большие и финансово стойкие предприятия. Современный автомобильный бизнес весьма капиталоемкий, т.е. нуждающийся в инвестировании больших средств в основной и оборотный капиталы. Возможности инвесторов по обслуживанию заимствований, к сожалению, существенно ограничены стоимостью ресурсов, которые могут предложить банки в Украине, по сравнению с аналогичными показателями в Европе и США. Мы понимаем, что в долгосрочной перспективе и, при условии структурных экономических и общественных изменений, стоимость ресурсов, которые будут доступны предпринимателям в Украине, должна соответствовать общеевропейскому тренду. Но до того времени все украинские предприниматели будут вынуждены мириться с существующими процентными ставками и планировать деятельность таким образом, чтобы доходная часть деятельности была в состоянии обслуживать эти расходы. Нашим предложением к Правительству и Национальному банку Украины по этому вопросу должно быть внедрение немедленных мер по лишению влияния на финансовый рынок панических и спекулятивных факторов. Кроме того, существенной помощью хозяйствующим субъектам было бы введение ограничения на размер маржи коммерческих банков, которую они закладывают в стоимость кредитов, в случае, если источником таких кредитов являются ресурсы НБУ.

В крупных производственных и сбытовых сетях, осуществляющих свою деятельность, например, на автомобильном рынке Украины, работают сотни и тысячи высококвалифицированных работников. На подготовку персонала необходимого уровня тратятся значительные ресурсы и время, поскольку работники имеют дело с источником повышенной опасности — автомобилем. Этот фактор должны осознавать владельцы и менеджмент бизнеса, обеспечив работникам не только профессиональный рост, но, прежде всего, достойные условия труда и социальную защиту. Мы считаем, что на многих предприятиях эти расходы являются экономически обоснованными и подлежащими максимальной защите со стороны владельцев и государства.

По нашему убеждению, время для коренных преобразований экономики критически ограничено. Многие украинские предприятия за последние годы исчерпали свои возможности и сейчас находятся в преддефолтном состоянии. Поэтому призываем новое Правительство Украины немедленно сосредоточиться на решении вопросов структурного реформирования экономики при условии, что его действия, находясь под общественным контролем, будут направлены на создание нормальных конкурентных условий для всех без исключения субъектов, целью которых должен быть реальный рост экономики государства и благосостояния граждан.

С уважением,
Правление «ВиДи Груп»

Популярные марки и модели

Kia
Kia

SportageSorentoNiro

BMW
BMW

X1X3X5

Mazda
Mazda

6CX-9CX-5

Suzuki
Suzuki

VitaraVitara SSX4

Ford
Ford

FiestaEdgeKuga

Mitsubishi
Mitsubishi

ASXOutlanderPajero Sport

Renault
Renault

DusterCapturMegane

Peugeot
Peugeot

2083083008

Skoda
Skoda

SpacebackRapidOctavia

VW
VW

PassatTiguanTouareg

Mercedes-Benz
Mercedes-Benz

SGLACLA

Toyota
Toyota

CorollaCamryRAV 4


  • Беларусь
  • Германия
  • Грузия
  • Европа
  • Латвия
  • Литва
  • Молдова
  • Польша
  • Россия
  • Словакия
  • США
  • Франция
  • Чехия
  • Эстония
Вся Украина
  • АР Крым
  • Винница
  • Днепр (Днепропетровск)
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Киевская обл.
  • Кривой Рог
  • Кропивницкий (Кировоград)
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Нововолынск
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы