НовостиНасколько оправдано удаление катализатора в автомобиле?

Насколько оправдано удаление катализатора в автомобиле?

12:00, 23 декабря 2020 г.

Автоконструкторы не зря предусмотрели каталитический нейтрализатор, заботясь об экологии, но он может стать «головной болью» для владельца. Естественно, автомобилист задается вопросом о том, как произвести удаление катализатора в автомобиле и можно ли это делать. Эта проблема заслуживает особого внимания.

Зачем нужен катализатор?

Катализатор, а точнее, каталитический нейтрализатор — это специальное устройство в выпускной системе автомобиля, предназначенное для очистки выхлопных газов от вредных примесей (прежде всего СО, СО2, СН). Конструктивно он представляет собой утолщенную трубу с картриджем в виде удлиненных сот, на стенки которого нанесено напыление из металлов платиновой группы (платина, иридий, палладий, родий). Чаще всего картриджи содержат керамические элементы.

Разогретые выхлопные газы, проходя через катализатор, вступают в химическую реакцию с металлическим напылением, в результате чего происходит нейтрализация особо вредных компонентов. Для активной реакции необходима температура более 300 °С, которая достигается при работе двигателя. В конечном итоге в атмосферу выбрасываются очищенные до допустимой нормы газы.

В современных автомобилях в выходной зоне нейтрализатора устанавливаются датчики контроля чистоты выхлопа и содержания кислорода. Они соединены с системой управления двигателя, корректируя его работу. Таким образом, катализатор не только обеспечивает очистку газов, но и существенно влияет на рабочие режимы всей силовой установки автомобиля.

Когда катализатор становится проблемой?

2.jpg

В процессе эксплуатации автомобиля катализатор теряет свои функциональные способности и выходит из строя — загрязняется благородное напыление, что мешает началу химической реакции, или происходит механическое разрушение элементов конструкции. Основной причиной становится естественный износ материалов, а потому долговечность катализаторов ограничивается пробегом в 90 000–160 000 км. Заметно сокращают срок службы некачественное топливо и неисправности системы зажигания.

Неисправный каталитический нейтрализатор не позволяет выходить газам в полном объеме, из-за чего возрастает давление в промежутке между двигателем и препятствием в трубе. Датчики определяют неполадки и автоматически снижают мощность. Заметно увеличивается расход топлива.

Удаление катализатора

При появлении проблем с катализатором положено заменить его новым. Однако у многих автомобилистов возникает другое желание — удалить это устройство вообще и адаптировать датчики к новым условиям работы. Этому способствует ряд причин. Во-первых, новый катализатор стоит немало — от 30 до 160 тыс. рублей (в зависимости от категории авто и объема двигателя). Во-вторых, замена не устраняет периодических проблем с тягой и запуском двигателя. Всем известно, что неочищенные выхлопы наносят вред экологии, но удаление нейтрализатора позволяет повысить мощность автомобиля, снизить расход топлива, избавиться от необходимости контроля его работы.

Плюсы и минусы удаления

Удаление катализатора без замены новым имеет такие преимущества:

  • экономия средств на покупку новой детали;
  • отсутствие необходимости последующих замен;
  • исключение риска отказа катализатора и его влияния на работу двигателя;
  • увеличение мощности (до 3 %), снижение расхода топлива;
  • исключение вероятности повреждения двигателя при механическом разрушении катализатора;
  • снижение чувствительности к некачественному топливу.

Надо помнить и о серьезных минусах такого мероприятия:

  • увеличение содержания вредных веществ в выхлопе, ухудшение экологии;
  • появление запаха выхлопов, который может проникать в салон;
  • шум, возникающий при отсутствии пламегасителя;
  • необходимость установки обманки или новой прошивки под Евро-2.

В целом преимущества удаления достаточно весомы. В то же время появляется реальный риск в том, что не удастся пройти техосмотр в части контроля СО.

Как удалить катализатор?

При принятии решения об удалении катализатора важно учесть, что его нельзя просто снять и выбросить, т. к. датчики, сообщая о неисправности, будут мешать работе двигателя, переводя систему в аварийный режим. Для устранения этого придется воспользоваться одним из вариантов — перепрограммировать электронный блок управления или адаптировать датчики. Кроме того, потребуется установка пламегасителя, понижающего температуру выходящих газов. Перепрограммирование блока может провести только специалист, а вот другие мероприятия можно выполнить своими руками.

Удаление катализатора

Демонтировать катализатор можно самостоятельно. Для этого вначале определяется его тип и конструкция. Устройство может располагаться в выходном тракте под днищем машины или непосредственно в выхлопном коллекторе. В первом случае достаточно просто открутить болты. Если они не предусмотрены, то устройство вырезается болгаркой. Во втором — надо снять и разобрать коллектор, а затем удалить картридж.

Перенастройка датчиков

Адаптировать датчики можно несколькими способами. Наиболее простой — прошивка под Евро-2, т. е. под прежнюю систему, которая использовала только один датчик (лямбда). Сейчас применяется Евро-3 или 4 с добавочными датчиками (верхние лямбды), определяющими степень очистки газов в катализаторе. Требуется удалить эти дополнительные датчики, оставив только нижнюю лямбду, а в программу блока управления внести соответствующие коррективы.

Серьезных изменений в управляющую программу вносить при установке «обманок» не придется. Они монтируются между нижней и верхними лямбдами, имитируя работу катализатора. Применяются такие варианты «обманок»:

  1. Пустая — трубка с тонкими отверстиями.
  2. Мини-катализатор — соты небольшой длины без напыления благородных металлов.
  3. Угловая — пустая «обманка» разворачивается под прямым углом.

Любой из вариантов обойдется недорого — от 2 000 до 5 000 рублей.

Установка пламегасителя

3.jpg

Для снижения температуры выходящих газов необходим пламегаситель — стронгер. Один из самых простых вариантов — футорка в виде набора перегородок, отодвигающих датчик от газового потока. Одновременно создается сопротивление, которое понижает температуру. Можно установить стандартный стронгер. Он эффективно выполнит свою функцию первичного глушителя, а стоит намного меньше нового катализатора.

Все работы по монтажу заменителя катализатора можно доверить специалистам автомастерской. Цена установки «обманки» составит от 1 200 рублей (без материалов), а пламегасителя — от 3 000 рублей, включая его стоимость.

При выходе из строя катализатора некоторые владельцы автомобилей принимают решение о его полном удалении. Такое мероприятие имеет свои плюсы, но надо помнить и о сложностях, с которыми придется столкнуться при прохождении техосмотра. Удаление катализатора избавит от многих проблем. Его можно осуществить своими руками или в мастерской, но важно позаботиться об адаптации датчиков контроля к работе в новых условиях.

Популярные марки и модели

VW

PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran

Ford

FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape

BMW

X1X3X53 series

Mazda

6CX-9CX-5

Suzuki

VitaraSx4

Kia

SportageSorentoNiro

Mitsubishi

ASXOutlanderPajero Sport

Renault

DusterCapturMeganeSanderoLogan

Peugeot

2083083008

Skoda

RapidOctaviaKodiaqKaroq

Mercedes-Benz

SGLACLA

Toyota

CorollaCamryRAV 4

.
.