НовостиКопейка гривну бережет: экономим топливо

Копейка гривну бережет: экономим топливо

9:46, августа 4, 2018

Постоянный рост цен на топливо заставляет автомобилистов искать пути экономии. Ведь обидно сжигать в двигателе кровно заработанные гривны.
Существуют разные способы уменьшить затраты на эксплуатацию автомобиля. К примеру, можно установить газовую установку, приобрести более экономичный автомобиль с дизелем, вообще отказаться от использования личного транспорта… Однако у многих автомобилистов «перерасход» топлива (а значит, и денег) связан не только с конструктивными особенностями автомобиля. Ведь в зависимости от многих причин автомобиль может расходовать топлива на 15-25% больше, чем это регламентировано производителем. А это уже совсем не мелочь.
Между тем, соблюдая ряд несложных условий, можно снизить цифры до номинальных – то есть, заявленных изготовителем. А в отдельных случаях расход можно даже сделать меньше «паспортного».
Для этого потребуется уделить внимание техническому состоянию, комплектности автомобиля, собственной манере езды и некоторым «мелочам», которые оказывают заметное влияние на экономичность автомобиля.

Техническое состояние

2.jpg

Из-за забитого воздушного фильтра
горючая смесь становится богаче

3.jpg

Неисправности газо-распределительного
механизма или неправильные тепловые
зазоры клапанов приводят к увеличению
расхода топлива при одновременном
падении мощности

Техническая исправность автомобиля играет очень важную роль с точки зрения топливной экономичности. Только в случае правильной настройки систем питания и зажигания, исправности тормозной системы и ходовой части достижим «паспортный» расход топлива. «Переливающий» карбюратор, изношенные свечи, нарушенные углы установки колес, «сбитый» момент зажигания, подклинивающие тормозные колодки – любая из этих неисправностей способна скорректировать расход топлива в большую сторону на 10-15%. Если же неисправностей несколько, автомобиль может потреблять на каждую сотню километров пробега до 130-140% номинального расхода топлива – то есть на треть больше, чем это предусмотрено производителем! Понятно, что такой «антирекорд» хоть и вполне достижим у нерадивых владельцев, но вряд ли может радовать. Ведь обычно подобный «пожиратель бензина», как это ни парадоксально звучит, не только «много кушает», но и плохо едет.
У автомобилей, где тепловые зазоры клапанов нужно регулировать самостоятельно, следует регулярно выполнять эту процедуру. Неправильные зазоры приводят не только к заметному падению мощности, но и к увеличению расхода топлива до 20%.
Если тепловые зазоры клапанов увеличены по сравнению с номинальными, то в цилиндры поступает недостаточное количество горючей смеси. При «пережатых» клапанах они остаются неполностью закрытыми при всех рабочих тактах, из-за чего камера сгорания становится негерметичной.
Другая проблема – нарушение фаз газораспределения. Это может происходить из-за неправильной установки ремня или шестерни ГРМ при плановом ТО, а также из-за чрезмерного растяжения ремня или цепи в приводе газораспределительного механизма.
Плохо сказываются на топливной экономичности и другие нарушения в настройках систем двигателя – например, неправильный угол опережения зажигания или неверные настройки карбюратора также приводят к падению мощности с одновременным увеличением расхода. Правда, при грамотном подходе можно настроить систему питания таким образом, что она будет готовить обедненную смесь, однако на многих режимах с таким «придушенным» карбюратором двигатель будет расходовать больше топлива по сравнению с заводскими настройками. Это должны учитывать и любители установки «маленьких» карбюраторов на «большие» двигатели с целью экономии топлива – «жигулевский» Солекс не сделает из «Волги» по расходу топлива малолитражку.
У автомобилей, двигатель которых оснащен впрыском топлива, есть меньше причин, которые приводят к перерасходу топлива. Однако со временем и вследствие отказа и механического износа многих узлов топливной системы она начинает хуже работать, что приводит к увеличенному потреблению горючего. Поэтому ездить со светящимся «чек энджином» или забитыми форсунками на впрысковом двигателе – себе дороже. Ведь впрыск гораздо «умнее» и стабильнее классической системы питания только в том случае, если он полностью исправен и все его датчики работоспособны.
На расход топлива влияет и своевременная замена, а также правильный выбор «расходников». Забитые воздушный и топливный фильтр, некачественные свечи и масло «не той» вязкости способны легко «накинуть» до 10% расхода топлива, даже если двигатель пребывает в отличном состоянии, а все системы настроены как полагается.
Изношенный двигатель будет потреблять больше топлива, даже если все его системы правильно настроены. Из-за пониженной компрессии топливо-воздушная смесь в цилиндрах сжимается недостаточно, поэтому двигатель не развивает полную мощность и потребляет больше топлива.
Сильное влияние на топливную экономичность оказывает состояние тормозной системы. Из-за подклинивания тормозных механизмов у автомобиля снижается накат – а значит, водитель вынужден поддерживать требуемую скорость с помощью двигателя. Если возникает ощущение, что автомобиль кто-то «держит за багажник», а колесные диски во время движения сильно нагреваются, необходимо проверить, полностью ли растормаживаются рабочие тормоза автомобиля.
Нарушенные углы установки колес также приводят к ухудшению выбега автомобиля и сокращают его накат. Кроме того, сбитый «сход-развал» крайне неэкономичен и по той причине, что приводит к усиленному и преждевременному износу протектора шин, которые стоят весьма недешево. По этой причине проверять развал-схождение желательно хотя бы раз в год или на каждом плановом ТО и всегда – после попадания в сильные ямы.

«Лишние» вещи


Даже если в техническом отношении автомобиль пребывает в полном порядке, есть неочевидные вещи, которые могут увеличить расход топлива. К примеру, у некоторых автомобилистов багажное отделение напоминает небольшой склад запасных частей, горюче-смазочных материалов и садового инвентаря. Другие же устанавливают на свой автомобиль различные «мухобойки», спойлеры, накладки и аэродинамические «обвесы».

Нужно учитывать, что более широкие шины на «разлапистых» дисках с нестандартным вылетом сказываются на топливной экономичности не лучшим образом. Да и нештатные детали экстерьера ухудшают аэродинамику, увеличивая коэффициент Сх. Суммарное же влияние этих факторов может вылиться во внушительные цифры – те же 5-10% перерасхода, что и при технических неисправностях. А ведь есть еще модные прямоточные глушители, а также нестандартные настройки систем зажигания и питания. Бесспорно, они могут прибавить несколько процентов максимальной мощности, однако настолько же (если не больше) увеличат потребление горючего.
Поэтому нужно стремиться, чтобы на машине было как можно меньше деталей, ухудшающих аэродинамику, а в багажнике – ничего лишнего. Ведь каждый дополнительный (и ненужный в пути) килограмм груза – это лишние затраты на топливо.

4.jpg

Езда с прицепом способна поднять затраты
на топливо на треть и более

Поэтому нужно воздержаться от перевозки на крыше багажников (обычных или специализированных) за исключением тех случаев, когда на багажнике перевозят груз или спортинвентарь. Многие же автомобилисты возят на крыше багажники, а в них – воздух, причем отнюдь не бесплатный. Ведь даже пара поперечных дуг способна добавить на трассе 0,5-0,8 л бензина, а классический «багажник советского дачника» увеличивает расход при прочих равных как минимум на литр. Это же относится к зеркалам увеличенной площади, дефлекторам на окна и прочим сомнительным с точки зрения функциональности и эстетики аксессуарам.
Буксировка прицепа способна увеличить расход топлива на 20-30%. Впрочем, прицеп используется не так часто, чтобы плюсы от его применения перечеркивали неизбежное ухудшение топливной экономичности.

«Совсем не мелочь»

5.jpg

При езде "под двести" большинство автомобилей
расходуют топливо почти вдвое интенсивнее обычного

Незаметно лишние гривны из кошелька способны «утащить» и некоторые, казалось бы, мелочи. Например, пара-тройка минут работы двигателя утром – пока владелец разминается или открывает ворота. Мелочь, казалось бы, однако в сумме набегает от 5% до 10% увеличения расхода топлива. Безусловно, сразу после пуска двигателя не стоит начинать движение, однако нескольких десятков секунд достаточно практически любому современному двигателю с распределенным впрыском топлива, особенно если речь идет о теплом времени года. Зимой допустим небольшой прогрев двигателя (например, пока происходит чистка кузова от снега), однако греть двигатель на месте до рабочей температуры нет никакого смысла – тем более, что многие современные моторы так спроектированы, что без движения просто не нагреваются.
До литра на сто километров пробега способны израсходовать полуспущенные колеса. Не секрет, что немногие автомобилисты педантично проверяют давление в шинах хотя бы раз в месяц – единицы делают это вообще. Однако практически незаметное на глаз снижение давления с 2,0 атм до 1,6-1,8 приводит к существенному увеличению сопротивления качению, а значит, и к увеличению расхода топлива. Поэтому давление в шинах стоит проверять не реже одного раза в месяц и всегда – при резких перепадах температур (во время осенних или весенних заморозков, например).
Увеличивают потребление горючего и открытые окна. Конечно, в автомобиле без кондиционера это, по сути, единственный способ проветрить салон и понизить температуру воздуха внутри, однако полностью открытые окна увеличивают расход топлива примерно на 5%. Поэтому лучше частично открыть два окна, чем полностью – одно водительское.

6.jpg

Установка различных спойлеров, накладок
и "аэродинамических" обвесов может ухудшить
аэродинамику кузова

Не «мелочное» увеличение расхода топлива оказывает и использование кондиционера. Безусловно, в тридцатиградусную жару лучше ездить с включенным кондиционером, чем пытаться сэкономить на бензине, однако нужно учитывать, что он отнимает около 5-7% мощности и увеличивает средний расход топлива на 10-15%.

7.jpg

Даже обычные поперечные дуги на крыше
увеличивают расход топлива как минимум
на 0,5 л

Постоянная дерготня в пробках также не способствует снижению топлива. Из-за низких скоростей и рваного режима движения с постоянными разгонами и торможениями автомобиль может потреблять до 20% больше, чем в условиях спокойной и размеренной езды по тем же улицам. Во время же стояния в «глухих» многочасовых заторах расход топлива растет чуть ли не до бесконечности – ведь автомобиль, по сути, стоит с непрерывно работающим двигателем. Поэтому имеет смысл прокладывать маршруты, по возможности лишенные «пробок» и учитывать дорожную обстановку, оперативно реагируя на состояние на дорогах посредством современных средств коммуникации (интернета и навигаторов) . Лучше проехать дальней дорогой, чем стоять в пробке на «коротком» маршруте. Иногда избежать пробок позволяет и изменение времени выезда – например, на двадцать минут раньше или полчаса позднее, благодаря чему утренний или вечерний «часы пик» теряет свою актуальность. Правда, далеко не у всех водителей есть такая возможность.

Стиль езды


Решающее значение на расход топлива имеет стиль езды водителя. Не секрет, что два абсолютно исправных одинаковых автомобиля могут отличаться в потреблении горючего на 20 и более процентов только в зависимости от манеры езды водителя.

8.jpg

Езда с полностью открытыми окнами
способна увеличить расход топлива до 5%

На автомобиле с «механикой» большое значение имеет, насколько оптимально водитель переключает передачи, удерживая обороты двигателя в зоне наименьшего удельного расхода топлива. Слишком раннее переключение на высшие передачи или постоянное «выкручивание в звон» одинаково плохо сказываются на топливной экономичности, увеличивая расход на 5-10%. Кроме того, водитель должен учитывать оптимальные обороты для конкретного двигателя. Это значит, что манера езды на почтенной «волге» или японском спорткаре должна заметно отличаться.

9.jpg

Как и открытые окна, люк улучшает
микроклимат в салоне,
но плохо сказывается на экономии топлива

Общие же советы просты – минимум переключений, наиболее низкие из возможных обороты двигатель, никаких резких разгонов и торможений. «Рваная» манера езды губительна не только для ресурса коробки, сцепления и двигателя, но и чревата более частыми заездами на «заправку».

10.jpg

Кондиционер оказывает заметное влияние
на "аппетит" машины. Однако экономить
на коморте или нет - вопрос личных предпочтений

Наименьший расход по трассе достигается на высшей передаче и при оборотах двигателя не менее 2000 об/мин и не более 2500 об/мин. Это значит, что большинство автомобилей с объемом двигателя 1,5-2,0 л способны в этом режиме уложиться в шесть литров бензина на сто километров пробега. У малолитражек и дизелей эта цифра будет еще ниже. Однако нужно учитывать, что незаметное (на первый взгляд) увеличение скорости на какие-то 10-15 км/ч автоматически увеличивает потребление топлива как минимум на 0,5 л. Это значит, что лучше держать «чуть менее сотни», чем «чуть больше ста десяти». Иными словами, крейсерскими с точки зрения экономии топлива для большинства автомобилей будут как раз предельно разрешенные в ПДД 90 км/ч.
У современных автомобилей возможно автоматическое поддержание скорости с помощью «круиз-контроля». Экономия будет особенно заметной, если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией. Использование круиза позволяет экономить до 5% топлива по сравнению с постоянным поддержанием скорости «вручную» - по старинке, педалью акселератора.
В городских условиях экономить топливо позволяет и движение «в зеленой волне». Опытный водитель поддерживает такой скоростной режим, чтобы преодолевать светофоры «на зеленый» и минимально использовать тормоза. Ведь за каждым торможением обязательно последует разгон, а это – лишние граммы топлива, израсходованные напрасно.

Вредные советы


В советские времена практиковалась экономия топлива путем выключения двигателя и последующего движения накатом. На современных автомобилях выключать двигатель во время езды категорически запрещено, поскольку при этом почти перестают действовать тормоза и рулевое управление. Кроме того, выключив двигатель, можно случайно заблокировать рулевую колонку запорным устройством замка зажигания, а это чревато аварией.
Из этой же «оперы» - советы по увеличению давлениях в шинах на 20% по сравнению с рекомендуемым. Перекачанное колесо лучше катится, однако сцепление с дорогой при этом ухудшается, а мнимая экономия топлива никак не компенсирует ухудшение комфорта.
К авантюрным методам снижения расхода топлива относятся езда в «воздушном мешке» за впереди идущим автомобилем и спрямление поворотов с их прохождением по максимально пологой траектории. Оба эти способа не следует применять, поскольку безопасность движения при этом приносится в жертву сомнительной экономии топлива.
Вредно использовать накат при езде по скользким дорогам – при попытке снизить скорость колеса могут неожиданно заблокироваться. Поэтому зимой нужно ездить с постоянно включенной передачей, активно используя торможение двигателем.
Применение различных «бустеров», магнитных прокладок и прочих «псевдонаучных» аксессуаров было широко популярно лет 30-40 назад. Однако сейчас в продаже есть другие средства для якобы экономии – например, присадки в топливо или масло, снижающие потери и улучшающие топливную экономичность. Покупать их или нет – личное дело каждого. Однако куда эффективнее привести автомобиль в порядок и применять проверенные временем способы экономии топлива без сомнительных «чудо-средств».

12.jpg

Популярные марки и модели
VW

PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran

Ford

FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape

BMW

X1X3X53 series

Mazda

6CX-9CX-5

Suzuki

VitaraSx4

Kia

SportageSorentoNiro

Mitsubishi

ASXOutlanderPajero Sport

Renault

DusterCapturMeganeSanderoLogan

Peugeot

2083083008

Skoda

RapidOctaviaKodiaqKaroq

Mercedes-Benz

SGLACLA

Toyota

CorollaCamryRAV 4

.
.