НовостиКому вигідний «автогазовий криза»?

Кому вигідний «автогазовий криза»?

0:00, января 1, 1970

 

Слово "кризис", написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприятная возможность". 

Джон Фицджеральд Кеннеди

Мы с вами наблюдаем большое внимание СМИ к теме повышения цены на сжиженный газ. Только ленивый политик не использовал ее в своих политических постановках. Но давайте разберемся, кому выгодно повышение цены на газ и кто виноват.

Что повлияло на резкий скачок цен на пропан-бутан в конце августа 2017 года? Ниже мы раскроем три основные причины – мировой рынок, политические последствия и раздутый дефицит.

 

1. МИРОВОЙ РЫНОК

Украина импортирует более 70% сжиженного газа из общего объема потребления. Рынок автогаза импортозависимый от европейских ценовых котировок, которые диктует международное ценовое агентство “ARGUS”.

В августе европейская оптовая цена на пропан-бутан (LPG) начала прогнозировано расти. В это время в Европе начинается подготовка к зимнему отопительному сезону. Европейские государства выполняют программы стратегического резерва сжиженным газом для отопления бытовых потребителей.

 

Но какая должна быть цена на газ в Украине?

В конце апреля средняя цена на LPG в Европе поднялась до 460 USD/тонна (0,24 USD/литр). Добавим к этой цене акциз на сжиженный газ - 52 Евро на 1000 л, что в пересчёте на тонну приблизительно равно 108 USD/тонна.  Ориентировочная стоимость доставки газа на рынке - 85 USD/тонна.

Подобьем оптовую цену на сжиженный газ:

460 USD/тонна + 108 USD/тонна + 85 USD/тонна = 653 USD/тонна

Добавим к этой цене НДС 20% - 130  USD/тонна и получим в Украине максимальную себестоимость сжиженного газа (LPG) приблизительно 783 USD/тонна. Оптовая цена на газ в гривнах с учётом курса доллара 25,70 на конец августа 2017 года составляла ориентировочно 20 120 грн/ тонна (10,66 грн/литр).

На газовых заправках цена выше от оптовой примерно на 1,5 – 2,5 грн/литр.  Мировой рынок LPG диктовал повышение цены на газ на заправках, но до цены 13,00 грн/литр максимум, но никак не 17,00  грн/литр. Но в Украине ни один кризис не обходится без политики.

2. ПОЛИТИКА

В Украину в основном сжиженный газ поставляется из России и Белоруссии.

В связи с действием указа президента Украины Петра Порошенко №133 от 15 мая 2017 года, “Укрзализныця” ввела запрет на перевозку всех грузов и пустых вагонов для ряда компаний-собственников из России. В эти санкции попала компания по перевозке сжиженного газа «СГ-транс». Купить газ в России можно было только на условиях доставки вагонами этой монопольной компании входящей в структуру «Газпрома».

Россия ответила ограничениями на продажу сжиженного газа в Украину.

Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК) РФ ограничила торговлю с Украиной почти всем российским производителям и продавцам газа. Исключением стала комапания «Роснефть», которая получила разрешение на экспорт.

Наблюдая отказ от импорта природного газа с России, можно предположить, что такая же участь может ожидать и сжиженный газ. В любой момент Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) может инициировать запрет на импорт пропан-бутана со страны-агрессора.

Политическая ситуация существенно ограничила импортные потоки сжиженного газа с России и стала первопричиной газового дефицита.

3. ДЕФИЦИТ

О нехватке сжиженного газа знали все. Повышение стоимости газа именно в августе повторяется третий год подряд. За несколько месяцев до газового кризиса образовался минусовый дисбаланс между потреблением и импортом LPG. Другими словами, каждый месяц завозили газа на 20% меньше, чем потребляли.

Что говорят трейдеры о дефиците сжиженного газа в Украине? Первый их аргумент - остановка на плановый ремонт газоперерабатывающих заводов в России и Белоруссии. Стоп, где логика? Ремонты на то и плановые, чтобы к ним подготовиться. О плановых ремонтах всегда предупреждают трейдеров. Заводы обязуются отгружать газ согласно контракту собственных резервуаров хранения LPG. Да, внешний дефицит ресурса повлиял на формирование цены, но не на дефицит внутри страны.

Дефицит в Украине вызван отсутствием инфраструктуры для LPG

Основная проблема ценовых колебаний на сжиженный пропан - это отсутствие складов хранения сжиженного газа (ГНС) и отсутствие нормальной работы по доставке газовых вагонов.

В Украине нет стратегического запаса сжиженного газа - самого важного социального топлива. В странах Евросоюза стратегический запас контролируется и поддерживается на уровне государства и рассчитывается не на один месяц. Украина потребляет ежедневно 5 тыс. тонн сжиженного газа, а запас газовых хранилищ рассчитан на 35 тыс. тонн. Этого хватит  только на 7 дней потребления в масштабах всей страны.

Министерство энергетики и угольной промышленности Украины никак не может и не хочет повлиять на стабилизацию цен на автогаз. Но при этом Минэнерго занимается вопросами поставки угля и электроэнергии. Отсутствуют программы по развитию строительства складов хранения пропан-бутана. На финансовую помощь украинские бизнесмены не рассчитывают. Главное, просто не мешать их работе.

Почему-то “Укрзализныця” не может и не хочет пускать частных ж.д. перевозчиков, которые смогли бы оперативно и вовремя доставлять газовые вагоны. Но при этом повышает тарифы на грузовые ж.д. перевозки на 22,5%.

Мы могли видеть заявления украинских политиков о якобы влиянии Службы безопасности Украины (СБУ) на создание искусственного дефицита и в лоббировании интересов отдельных компаний. Оставим эту тему Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ). В феврале 2017 многие игроки оптового рынка сжиженного газа пострадали через неправомерное действия СБУ. Но в августе газотрейдеры не ощутили влияния СБУ на их бизнес.

В прессе было обсуждение темы сговора газотрейдеров, которые якобы искусственно повышали оптовые цены на газ. Оставим эту тему для правоохранительных органов и Антимонопольного комитета (АМК) Украины. Расследование ситуации повышения цен на газ будет несколько месяцев. По результатам проверки бизнесмены получат самые страшные и непредсказуемые штрафы от АМК, которые могут составить несколько десятков миллионов гривен. Конечно же, газотрейдеры не будут мириться с такими суммами штрафов и будут судиться с Антимонопольным комитетом. В итоге пострадают легальные бизнесмены и будут отбиваться от всевозможных проверяющих структур.

                            Кому выгодно подорожание газа?

  1. ГАЗОТРЕЙДЕРЫ. Оптовые компании, которые завезли сжиженный газ в пик повышения, смогли заработать сверхприбыли. Но в начале лета эти же газотрейдеры терпели убытки из-за падение оптовой цены на сжиженный газ и считают это резкое повышение своей маленькой компенсацией.
  2. ГФСУ. По большому счёту, государственная фискальная служба Украины смогла показать хорошие плановые показатели по сбору налогов и сборов. Основной их «заработок» - это НДС, который вырос вместе с ценой. Ну и конечно же налог на прибыль пополнит государственный бюджет. По большому счёту честные налогоплательщики пополняют бюджет Украины с таких вот резких повышений цен на газ.
  3. КОНТРАБАНДИСТЫ. Настоящие сверхприбыли остались у контрабандистов. На эту тему не принято говорить, так как нам заявляют, что сжиженный газ невозможно завезти мимо таможенного контроля. Но официальная информация не всегда совпадает с реальностью.
  4. БЕНЗИНОВЫЕ СЕТИ АЗС. Наконец-то у многих сетевых АЗС на несколько недель прекратилось падение реализации бензина. Водителям приходилось искать пропан на газовых  заправках. Также теряется смысл для заправки газом по 17 грн за литр. Автомобилисты с недовольством вынуждены снова заправляться бензином.

Что будет с ценами на газовых заправках?

На конец сентября рынок потребления и поставок сжиженного газа уже постепенно выравнивается. Такого дисбаланса между импортом и потреблением уже нет. В Украину регулярно и много завозят сжиженный газ. Оптовые цены на пропан с начала сентября постепенно снижаются. Мировые цены тоже идут в низ. Если применить расчёты, приведённые выше, то можно предположить, что в конце сентября мы можем увидеть цену на заправках в районе 12,00-13,00 грн за литр.

Но какие цены будут в октябре, сказать тяжело. Стабильность курса доллара в Украине не внушает доверия. От политиков можно ожидать инициатив по дополнительным санкциям и ограничениям на торговлю сжиженного газа с Россией. Стоимость и потребление сжиженного газа в октябре может увеличиться за счёт запуска зерносушилок, работающих на сжиженном газе. 

Кто виноват?

Можно долго обвинять политиков и бизнесменов в повышении цены на газ. Нам, простым водителям, всегда приходится рассчитываться со своего кармана за такие скачки цен. Антимонопольный комитет и НАБУ уже проводят расследования резкого повышения цен на газ. Но нам от этого не легче.

Социальная активность водителей может что-то изменить. Необходим контроль бизнеса и власти со стороны простых украинцев. В Европе основное влияние на бизнес и власть оказывает именно общественность.

Одним из способов высказать свою позицию и повлиять на рынок газовых заправок может стать интернет-проект lpg-car.com

Сайт ЛПГ-КАР предлагает своим подписчикам рассылку прогнозов с ценами на сжиженный газ. Между изменением оптовой цены и цены на газовой заправке проходит примерно 5 дней. Перед повышением цены водители могут принять решение о покупке газовых талонов, или других программах лояльности газовых АЗС.

LPG-CAR дает возможность водителю оставить свой отзыв о работе газовой заправки. Водители могут сообщать о переливах газовых колонок в автомобильный баллон. Интернет-сайт подсказывает, что потребитель имеет право отстаивать свои права потребителя. Например, в г. Киев вы можете обратиться за помощью в Киевский горобластной центр защиты прав потребителей, качества и безопасности продукции, тел: (044) 227-70-45

Кризис – это всегда возможность. Возможность делать выводы и не допускать ошибок в будущем. Надо не искать виновных, а чаще задавать вопрос: «Что я могу изменить?»

 

АВТОР: Дорофеев Андрей Сергеевич, директор ТОВ "УКРАВТОНОМГАЗ"

Популярные марки и модели
VW

PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran

Ford

FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape

BMW

X1X3X53 series

Mazda

6CX-9CX-5

Suzuki

VitaraSx4

Kia

SportageSorentoNiro

Mitsubishi

ASXOutlanderPajero Sport

Renault

DusterCapturMeganeSanderoLogan

Peugeot

2083083008

Skoda

RapidOctaviaKodiaqKaroq

Mercedes-Benz

SGLACLA

Toyota

CorollaCamryRAV 4

.
.