СтатьиПикапы: соблазн практичностью

Пикапы: соблазн практичностью

8:28, августа 9, 2018

В современном мире автомобиль в зависимости от назначения выполняет совершенно разные задачи. Символ статуса или предмет роскоши, утилитарное транспортное средство, общественный транспорт, генератор адреналина - да что угодно, вплоть до объекта коллекционирования.

Однако многие владельцы ставят перед потенциальной покупкой совершенно приземленные, но специфичные задачи. Скажем, перевезти небольшой по массе, но негабаритный груз, который влезет не во всякий фургончик, а гонять ради него пятитонный бортовой грузовик нерационально.

Именно поэтому уже больше сотни лет существует отдельный класс автомобилей - так называемые пикапы. Они заметно отличаются по размеру, компоновке, возможностям, проходимости и, разумеется, цене. В наше время можно встретить как компактный пикапчик на базе малолитражки, так и огромный "пикапище", по размеру сравнимый с иным грузовиком.

История пикапа

pickup2.jpg

Ford знаменитой модели T мог быть,
в том числе, и пикапом

Идея "скрещивания" относительно небольшого автомобиля с платформой для перевозки малогабаритных и нетяжелых грузов столь же стара, как и сам автомобиль. Еще в начале ХХ века появились грузопассажирские версии Ford, Dodge и Chevrolet.
Вплоть до начала 70-х годов прошлого века к пикапам относились как к утилитарному транспорту для мелких перевозок, строительных и дорожных служб, а также фермерских хозяйств.

pickup3.jpg

Горьковский пикапчик смотрелся достаточно элегантно.
Чувствуются американские корни.

pickup4.jpg

Типичный внешний вид американского пикапа
середины ХХ века.

pickup5.jpg

«Волга»-пикап так и осталась в мечтах заводчан

Но уже в начале 80-х утилитарная сущность пикапов была разбавлена "развлекательной" составляющей. Ведь некоторые производители стали выпускать модели рекреационно-спортивного назначения, которые отличались от обычных "трудяг" яркой раскраской, хромированными дугами безопасности в кузове и обилием дополнительной оптики. Благодаря такой броской внешности и относительной доступности на пикапы обратила внимание неожиданная целевая аудитория - молодежь. Она сразу же поняла, что пикап идеально подходит на роль "пляжного" транспортного средства, поскольку нетяжелый, но громоздкий инвентарь в виде досок для серфинга и прочих "снарядов для отдыха" отлично располагается в просторном кузове. Благодаря этому у пикапов сформировался новый имидж автомобиля не только для "рэднеков" (сельских жителей Америки), но и подходящего транспортного средства для активной молодежи. Производители умело подогревали интерес новой фокус-группы, соблазняя её версиями с улучшенной отделкой, двойной кабиной и двумя рядами сидений, мощными двигателями и даже спортивной подвеской.

В настоящее время пикапы условно разделяют на две группы. В первую входят обычные "легковушки", послужившие базой для грузопассажирской версии. Как правило, по такой схеме создано большинство европейских и австралийских пикапов. Американо-азиатская "школа пикапостроения" отличается радикально иным подходом: в качестве "фундамента" здесь принято использовать мощное рамное шасси, по агрегатам унифицированное с полноприводным внедорожником. Рамная основа прекрасно подходит для постройки пикапа, поскольку позволяет обходиться минимальными изменениями в силовой конструкции. А вот в случае с несущим кузовом необходимо заметно усиливать его структуру или приваривать к лонжеронам кабины полураму, на которую и устанавливают грузовой кузов.

pickup6.jpg

Иж-27151 - наиболее массовый советский пикап

Со временем пикап стал восприниматься как отдельный класс автомобилей, главной задачей которых уже не является только утилитарная хозяйственная "деятельность". Этот тренд подчеркнул отдельный термин "пикап индивидуального назначения", отразивший веяния времени. Ведь теперь пикап нередко используется как частный автомобиль для перевозки пассажиров, избалованных «легковым комфортом».

pickup7.jpg

"Уазовский" пикап - это много автомобиля за
небольшие деньги

pickup8.jpg

Типичный европейский пикап второй половины ХХ века
выглядел примерно так

Кроме традиционных автомобилей капотной компоновки, в Европе и Азии пользуются популярностью пикапы так называемой вагонной компоновки, то есть с короткокапотной или бескапотной кабиной. И, несмотря на то, что изначально пикап является американским изобретением, наиболее массовыми в наше время  являются компактные рамные пикапы японского производства. Неслучайно их производят по лицензиям в целом ряде азиатских стран - основных потребителей этого класса автомобилей.

В стране Советов пикапы появились чуть позже, чем в остальном мире - в 1930-х годах, причем основой для моделей ГАЗ-4 и ГАЗ-М415 послужили американские "пикапчики" Ford.

В первые послевоенные годы автомобили с этим типом кузова в СССР серийно не производились, хотя автобазы и таксопарки кустарным способом изготавливали необходимое количество пикапов на базе списанных легковушек "Победа" и "Волга".
Первым (и единственным) массовым советским пикапом стал  Иж-27151, выпускавшийся с 1974 г. на базе фургона Иж-2715.
В конце 80-х появились экзотические модификации пикапов на базе Москвича-2140 и даже заднемоторного (!) "Запорожца" (ЗАЗ-968МП). Не отставали и другие заводы - к примеру, московский автозавод имени ленинского комсомола успел спроектировать и выпустить малыми сериями переднеприводный пикап модели АЗЛК-2335, а в Ижевске создали пикап на базе перспективной "Оды".

С развалом СССР перестал существовать единый рынок, что повлияло на дальнейшие перспективы существования пикапов.
Несмотря на то, что многие «заводские» версии пикапов так и не вышли из стадии прототипов, фирма ВазИнтерСервис начала призводить пикапы ВИС на базе моделей ВАЗ - как с заднеприводной компоновкой, так и с более современным передним приводом.

Начиная с 2001 года, постепенно свернули выпуск все основные производители пикапов на территории России. Исключение – УАЗ, который с 2008 г. выпускает модель «Pickup» на базе внедорожника UAZ Patriot. Украинские производители за годы независимости освоили несколько(!) моделей  пикапов – например, на базе запорожской Таврии и Lanos pick-up, выпускающегося в настоящее время (правда, он является, скорее, фургоном, чем настоящим пикапом, поскольку верхняя часть кузова несъемная). ОАО «Богдан» также производит модель пикап Богдан-2312 на основе фургона 2310, который, в свою очередь базируется на шасси вазовской «десятки».

Выбор есть


pickup9.jpg

ЗАЗ-11055 - один из немногих украинских пикапов

Чтобы стать владельцем пикапа в Украине, достаточно скромной суммы в 15-20 000 грн. Именно за столько предлагаются наиболее дешевые подержанные «Таврии» ЗАЗ-110550, которые делят эту нишу с немногочисленными из выживших «ижей» советского производства. Разумеется, заднеприводные «динозавры» стоят еще дешевле, чем Таврия – от 10 000 грн и выше.

pickup10.jpg

В свое время китайских пикапчиков в Украину
ввезли немало. Правда, нынче эта техника
пребывает в довольно плачевном состоянии 

Более современные модели ижевского производства на базе «Оды» и ВАЗа стоят заметно дороже – в эквиваленте 3500-4000 у.е. Следующая «ступень» - подержанные «ланосы» и пикапы китайского производства, которые несмотря на небольшой возраст, пребывают в довольно плачевном техническом состоянии, а также экзотичные европейские пикапы вроде Fiat Strada или Skoda Felicia. Немногочисленные старенькие «японцы» (Nissan, Isuzu, Toyota) оцениваются примерно в 6000-7000 у.е., а добавив еще немного, можно отправляться в автосалон за новеньким «Богданом», который является самым доступным новым пикапом на украинском рынке (стоимость – чуть более 60 000 грн). С украинским пикапом до недавних пор мог конкурировать разве что румынский Renault Logan pick-up, который при относительно невысокой стоимости способен предложить покупателю и экономичный дизель. Однако в связи со сменой поколений «базы» эта модель исчезла из автосалонов.

Хватает в Украине и различной подржанной «экзотики» -  американских полноразмерных пикапов вроде Ford F-150/F-250, Dodge RAM, японской Toyota Tundra и т.д. Правда, особой «погоды» они не делают и представляют интерес для очень небольшого круга покупателей.

Следующий сегмент – новые пикапы от 170 000 грн. Открывает его, как нетрудно догадаться, пикап ульяновского производства – UAZ Patriot Pickup. Он является настоящим тружеником – имеет прочную раму, достаточно вместительный кузов и серьезную полноприводную трансмиссию.

В нише относительно доступных новых пикапов прописался и корейский Ssang Yong: его модель Actyon Sports также предлагает много пикапа за относительно небольшие деньги.

pickup11.jpg

Nisan Navara - один из наиболее популярных пикапов
на первичном украинском рынке

За кошелек обеспеченного покупателя пикапов в Украине сегодня сражается всего несколько моделей – к примеру, стоящий особняком Volkswagen Amarok, а также японские автомобили Nissan Navarra/NP300 и Mitsubishi L-200, в то время как Mazda BT-50 уже снята с производства. По оснащению, надежности и возможностям эти автомобили конкурируют сразу с несколькими классами, ведь они сочетают в себе высокий уровень комфорта, приличную грузоподъемность (до тонны) и возможности настоящего «вездехода». Большинство моделей рассчитано на эксплуатацию в моноприводной версии, а полный привод можно и нужно задействовать лишь для преодоления тяжелых участков. Добавляет практичности «двойная» кабина, вмещающая водителя и четырех пассажиров. Словом, такой пикап хоть и стоит как приличный седан бизнес-класса, но благодаря многоцелевой сущности полностью отрабатывает потраченные деньги.


Практические советы


Выбирая пикап, нужно четко понимать, для чего он нужен – перевозки грузов или собственного эго. На выбор влияют и условия эксплуатации – глупо гонять мощный рамный полноприводник для перевозки фруктов или лекарств в городе. Модели с моноприводом и несущим или полунесущим кузовом, напротив, идеально подходят для «тепличных» условий эксплуатации, но плохо годятся для работы в сельской местности и на разбитых «грунтовках».

Дабл кэб
Наиболее практичной является так называемая «двойная кабина» (от англ. - double cab). От стандартной «одинарной» она отличается увеличенной длиной пассажирской кабины, которая снабжена парой дополнительных дверей и задним рядом сидений. Благодаря этому у «дабл-кэба» обычная по легковым меркам пассажировместимость – 4-5 человек, а объем кузова немного уменьшен. Некоторые производители предлагают на выбор как «сингл кэб», так и «дабл кэб», что позволяет сместить акценты в сторону перевозки груза или пассажиров в зависимости от конкретных нужд. «Промежуточный» вариант –
«полуторная» кабина без пары дополнительных дверей или с небольшими «створками», открывающимися против хода движения. Второй ряд сидений в этом случае будет более тесным или может отсутствовать вовсе.

В случае с подержанным автомобилем нужно помнить, что многие владельцы варварски эксплуатируют свою технику, нещадно перегружая её и экономя на обслуживании. Стоит обратить внимание на общий вид, состояние салона и грузового отсека, особенно если пикап перевозил стройматериалы или другие сыпучие грузы. Если автомобиль часто использовался в качестве тягача для тяжелого прицепа, у него может быть изношена трансмиссия – в первую очередь, сцепление и коробка передач.
Нужно учитывать, что несмотря на всю практичность, кузов настоящего пикапа открыт всем ветрам и перевозимый груз никак не защищен от атмосферных осадков (дождя, снега, града и т.д.).

Как и везде, при выборе подержанного пикапа работает правило – чем автомобиль более аккуратно эксплуатировался, тем в лучшем состоянии он пребывает. А вот пробег не всегда отражает реальное положение дел, ведь «убить» пикап можно и за несколько тысяч километров.

Популярні марки і моделі
VW

PassatGolfJettaGolfTouaregTiguanTouran

Ford

FiestaEdgeKugaFocusFocusFusionEscape

BMW

X1X3X53 series

Mazda

6CX-9CX-5

Suzuki

VitaraSx4

Kia

SportageSorentoNiro

Mitsubishi

ASXOutlanderPajero Sport

Renault

DusterCapturMeganeSanderoLogan

Peugeot

2083083008

Skoda

RapidOctaviaKodiaqKaroq

Mercedes-Benz

SGLACLA

Toyota

CorollaCamryRAV 4

.
.